kalina (gregory_kalinin) wrote,
kalina
gregory_kalinin

Category:

Глубина резко изображаемого пространства.

Любой, кто фотографирует зеркальной камерой, знает что такое глубина резкости и как её использовать в практических целях. Но при всей кажущейся простоте и очевидности вопроса, обсуждение этой темы на различных фотофорумах и в интернет-сообществах идут нешуточные. Теоретики приводят формулы, практики показывают картинки - мнения расходятся, споры продолжаются.

Публикации и статьи на данную тему способны запутать разведку любой страны, неискушённый читатель засыпает на втором абзаце текста, а столкнувшись с точными формулами проматывает страницу в поисках последнего абзаца, где обычно находятся выводы вышесказанного.

Заплатите деньги, сходите на фотокурсы, послушайте. В большинстве случаев вас введут в заблуждение, точно таким же образом. Фотошкол много, а уровень преподавания в них зачастую сомнителен. Именно к таким выводам я пришёл, посетив несколько мест, где рассказывают о фотографии.

Вопрос: какие факторы влияют на ГРИП?


Прочитайте внимательно следующий абзац, осмыслите его и за краткостью определения вы получите исчерпывающий ответ.

Глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагмы и масштаба изображения.

Остановимся и подумаем. Масштаб изображения и диафрагма. Лаконично и просто. Больше ничего…

Что такое диафрагма, пояснений думаю не требуется. Масштаб изображения - это отношение размера изображения на плёнке к размеру снимаемого предмета (аналогия - масштаб на географической карте).

Итак. При равном масштабе изображения и равной диафрагме, ГРИП будет одинакова как для штатного объектива, что для телевика.

Теперь определимся с тем, что влияет на масштаб изображения. Масштаб изображения мы можем изменить с помощью другого фокусного расстояния объектива или изменив расстояние до объекта съёмки.

Определившись с масштабом изображения, усложним и уточним наше определение.

Глубина резко изображаемого пространства зависит от величины диафрагмы, фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта съёмки.

Повторюсь, два последних параметра влияют на масштаб изображения. Подумаем ещё раз. Может быть я что-то упустили?
Довольно часто, когда говорят о ГРИП, добавляют еще один фактор - размер светочувствительного материала: чем больше размер кадра, тем меньше ГРИП. Именно так и будет, если не брать в расчёт масштаб изображения, но если вы сохраните геометрические размеры проецируемого на светочувствительный материал объекта съёмки ГРИП останется неизменной. Сменив формат, вы измените масштаб изображения.

Всё предельно просто, не правда ли?

Давайте проверим себя. Проведем практикум, подобный тому, что я делал в своё время в интитуте для курсовой работы.
Выбираем подходящий объект, имеющий некоторую протяженность вдоль оптической оси. Предметы разложенные на столе (вдоль плоскости) или что-то чередующееся, уходящее вглубь пространства, как на картинке ниже.

DOF

Ставим камеру на штатив, выбираем точку фокусировки (несколько дальше переднего края) на которую будем наводиться, начинаем снимать. Точка фокусировки неизменна. Если не меняем диафрагменное число, снимаем на открытых диафрагмах (2.8 или 4).

Тест №1.

ГРИП и диафрагма.

Делаем 3 снимка с разными диафрагмами: 2,8 - 8 - 22. Далее снимаем при неизменной диафрагме.

Тест №2.

ГРИП и фокусное расстояние.

Меняем масштаб изображения с помощью фокусного расстояния объектива: делаем 3 снимка с разными фокусными расстояниями: 28 - 50 - 100 (для 35мм.).

Тест №3.

ГРИП и дистанция до объекта съёмки.

Меняем масштаб изображения с помощью изменения расстояния до объекта съёмки (подходим ближе или отдаляемся): 0.4 м. - 1 м. - 6 м. Диафрагма неизменна, делаем 3 снимка.

Тест №4.

ГРИП и масштаб изобраения.

Снимаем 3 картинки с разным фокусным расстоянием, но сохранением масштаба изображения (размер снимаемого предмета имеет одни геометрические размеры на фотопленке). Диафрагма неизменна.

Печатаем фотографии 15x22см., или 20x30см., делаем вывод о факторах влияющих на ГРИП.

Погрешности при съёмке неизбежны, но вне всяких сомнений, вы подтвердите мой тезис: глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагмы и масштаба изображения.

Немного о терминологии.

DOF

Глубина резкости.

Диапазон расстояний на оптической оси в пространстве изображений, в пределах которого размер пятна нерезкости не превышает допустимого значения. Фактически, это допустимые сдвиги объектива относительно плёнки или допустимая точность фокусировки системы. Она не превышает обычно долей миллиметра.
Соответствующая же глубине резкости область в пространстве предметов называется глубиной резко изображаемого пространства

ГРИП.

Расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).

Углубляемся в тему.

Если начать разбираться дальше, то выяснится, что понятие глубины резко изображаемого пространства в значительной мере условно. Резкое изображение создается только в одной плоскости*, любая точка, не принадлежащая этой плоскости, будет нерезкой, т.е. изобразится на плёнке не точкой, а пятном (Сircle of Сonfusion -англ., "кружок рассеяния"). Таким образом значение ГРИП оказывается тем больше, чем большим принимается диаметр допустимого кружка рассеяния.

DOF

Принято считать, что наш глаз не может различить деталей меньше 0,1 мм, значит пятно такого диаметра неотличимо от точки и изображение смотрится как достаточно резкое. Допустимый размер кружка нерезкости определяется несколькими факторами, один из них - величина предполагаемого увеличения фотоснимка. С достаточной степенью условности для 35мм. камер диаметр кружка нерезкости обычно принимают 0.025–0.03мм., для среднего формата С=0.05-0.08мм.

Используем предельно простую формулу.**

ГРИП = 2DC/M2

где D - диафрагма, C - диаметр кружка нерезкости, M - масштаб изображения (M = f / L); L - расстояние до объекта, f - расстояние до изображения

Данная формула расчета глубины резкости подтверждает практический опыт того, что проделали ранее – глубина резкости тем больше, чем меньше относительное отверстие объектива, меньше фокусное расстояние объектива и больше расстояние до объекта съемки.

Однако в формуле есть еще один параметр – размер допустимого кружка нерезкости. Повторюсь еще раз, это довольно субъективный параметр, его значение может значительно различаться в зависимости от размера печатаемой фотографии, расстояния, с которого эта фотография будет рассматриваться, от используемой оптики и даже используемого в снимке сюжета (на разных сюжетах отклонения от идеальной резкости заметны по-разному).

Упростим задачу, договоримся, что наш кружок нерезкости на светочувствительном материале не превышет некоего значения. Большего нам не надо, а меньшие значения мы не различаем. Делаем из него постоянную величину. Всё. Возвращаемся к началу статьи. Глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагмы и масштаба изображения.

* В реальной оптике поверхность, обладающая такими свойствами, плоскостью, вообще говоря, не является. Абберация связанная с несоответствием данной поверхности с плоскостью называется кривизной поля изображения.

** Это упрощенная формула, пригодная для большинства случаев фотосъёмки. Исключения, например макросъемка, потребуют несколько иного подхода к расчёту ГРИП.

Tags: dof, ГРИП, фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment